МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Международные и федеральные документы

Международные нормативные акты

  1. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006).

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов».
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (посл. ред. от 18.07.2019).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (посл. ред. от 26.07.2019г.).

Указы Президента

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

 

 

Постановления РФ

  1. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 02.06.1999 N 4019 - II ГД о Федеральном законе N 20-5 от 07.12.2002 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изм.и доп. от 27.06.2019)
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2013 № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки при приеме на обучение, по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (с изм. и доп. на 14.08.2019).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"».
  6. Постановление министерства труда Российской Федерации от 15.04.2003 №17 «Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (с изм. на 29.04.2005).

Распоряжения РФ

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 1507-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 893-р «Об утверждении Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы» (с изм. и доп. на 14.08. 2019).
  3. Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

Приказы РФ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (с изм. и доп. на 18.08.2016).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (с изм. на 27.10.2015).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (в ред.15.12.2014).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (посл. ред. 25.04.2019).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 № 968 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изм. на 17.11.2017).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (с изм. на 25.11.2016).
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности».
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» (в ред. 15.02.2017 № 136).
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изм. на 26.03.2019).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (с изм. на 10.12.2014).
  12. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 N 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18.08.2016 № 1065).
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (Утратил силу с 01.01.2020.).
  15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
  16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" (с изм. и доп. на 04.04.2019).
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  18. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. №2347-р»
  19. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.05.2018 N 322н «О внесении изменений в приложения N 1 - 3 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"».
  20. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2019 № 215н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам медико-социальной экспертизы».
  21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Письма РФ

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.07.2007 № 03-1563 «Об организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2012 №07-832 «О направлении методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий (вместе с рекомендациями)»
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)
  5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.04.2014 № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.02.2015 №ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с Рекомендациями)
  7. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.04.2015 № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» Вместе с Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Минобрнауки РФ от 20.04.2015 № 06-830вн».
  9. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2015 № 16-2/10/П-7704 «О Методических рекомендациях по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов».
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. №ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого–медико-педагогических комиссий» (вместе с Рекомендациями)
  11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.11.2016 №05-616 «Методические рекомендации для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья».
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.02.2017 N 06-156 "О методических рекомендациях по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям».
  14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 21.06.2017 N 07-ПГ-МОН-25486.
  15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 22.12.2017 N 06-2023 «О методических рекомендациях о внесении изменений в основные профессиональные образовательные программы, предусматривающих создание специальных образовательных условий (в том числе обеспечение практической подготовки), использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
  16. Письмо Министерства Просвещения России от 11.02.2019 № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости» (вместе с «Разъяснениями по вопросам организации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Методические материалы РФ

  1. Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Минобрнауки РФ, 2012 г.

Региональные документы

Законы Самарской области

  1. Закон Самарской области от 22.12.2014 № 133-ГД “Об образовании в Самарской области” (принят Самарской губернской Думой 09.12.2014) (посл.ред. от 19.06.2019).
  2. Закон Самарской области от 19.06.2019 №60-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об образовании в Самарской области».
  3. Закон Самарской области от 19.06.2019 №65-ГД «О внесении изменений в статью 13 Закона Самарской области «Об образовании в Самарской области»..

Постановления Самарской области

  1. Постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 671 «Об утверждении государственной программы Самарской области “Доступная среда в Самарской области на 2014-2025 гг.» (с изм. на 31.01.2019, в ред. постановления Правительства Самарской области № 32).
  2. Постановление Правительства Самарской области от 14.11.2014 № 692 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Самарской области на 2014-2017 гг.».
  3. Постановление Правительства Самарской области от 21.01.2015 № 6 «Об утверждении Государственной программы Самарской области “Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области на 2015-2020 годы”, (посл.ред. от 27.12. 2017).

Распоряжения Самарской области

  1. Распоряжение  Губернатора Самарской области от 04.08.2017 № 479-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Самарской области от 05.11.2015 № 644-р «Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области на 2015-2020 годы».
  2. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 10.05.2011 № 411-р «Об утверждении порядка организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, в Самарской области (согласовано с Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области от 22.04.2011 № МЗСР-30/548 и Министерством имущественных отношений Самарской области от 20.04.2011 № МИО-12/1210)
  3. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 05.06.2013 № 306-р.«Об утверждении порядка передачи детям-инвалидам и инвалидам, обучавшимся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Самарской области, компьютерного оборудования для получения профессионального образования»
  4. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 22.09.2015 № 609-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Самарской области».
  5. Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 11.11.2015 № 736-р «О создании ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на базе государственных профессиональных образовательных организаций Самарской области»

Приказы Самарской области

  1. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 04.09.2014 № 276-од «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в Самарской области».
  2. Приказ Министерства образования и науки Самарской области № 414-од и Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области № 697 от 31.12.2014 «О создании в Самарской области психолого-медико-педагогических комиссий».
  3. Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 03.02.2020 № 68-од Об утверждении порядка предоставления двухразового бесплатного питания или денежной компенсации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Письма Самарской области

  1. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 26.02.2019 №16/523 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
  2. Письмо Министерства образования и науки Самарской области от 20.09.2019 № МО – 16-09-01/968ТУ «О направлении инструктивно-методического письма о порядке взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и специалистов образовательных организаций при осуществлении мониторинга учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых условий для обучения и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья»