Колледж, в котором комфортно всем
В ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж» с 2005 года функционирует ресурсный центр профессионального образования (РЦПО) «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Получение профессионального образования в колледже студентами с инвалидностью и ОВЗ в специализированных группах и инклюзивно возможно при создании вокруг обучающегося реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
В настоящее время в колледже обучается 57 студентов с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий: с нарушением слуха, с расстройством аутического синдрома (РАС), с двигательными нарушениями и ДЦП, с нарушением зрения, с соматическими заболеваниями.
Профессиональное обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ в колледже ведется по 5 направлениям подготовки по профессиям и специальностям, реализуемым по адаптированным образовательным программам: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, 19.01.04 Пекарь, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 18.01.27 Машинист технологических насосов и компрессоров.
При организации обучения студентам с инвалидностью и ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Учебные материалы для проведения занятий адаптируются с учетом имеющихся нозологий в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в колледже. Обучающиеся пользуются электронной библиотекой колледжа, используют материалы сайта Российская электронная школа, материалы тсэк-до.рф.
Обучение студентов из категории маломобильных граждан проводится с использованием дистанционных технологий в режиме онлайн. Обучающиеся с ОВЗ, которым рекомендовано обучение дистанционно, занимаются также с использованием дистанционных технологий в режиме онлайн. Для удобства обмена информацией преподаватели колледжа разработали электронные рабочие тетради, которые также используют другие студенты с инвалидностью и ОВЗ на уроках.
В РЦПО созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Ø Автоматизированное рабочее место для студентов с инвалидностью и ОВЗ «Комфорт».
- Ø Автоматизированное рабочее место для студентов с нарушением ОДА.
- Ø Автоматизированное рабочее место для студента с нарушением зрения.
- Ø Автоматизированное рабочее место студента с нарушением слуха.
- Ø Мобильный интерактивный класс.
В колледже оборудованы туалеты в двух корпусах для лиц с ОВЗ, установлены пандусы, приобретены подъемные устройства для инвалидов-колясочников. В холле 2 корпуса колледжа на 1,2,3 этажах размещены тактильные мнемосхемы для получения общей информации об учреждении, отображающие план здания и пути прохода по нему.
Для организации процесса обучения студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в колледже все сотрудники колледжа прошли инструктаж в рамках комплексного сопровождения данной категории обучающихся. Студентам с инвалидностью и ОВЗ предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуги сурдопереводчиков, педагога-психолога, социального педагога, тьютора.
Сотрудниками колледжа были изучены режим учебных занятий, место и удельный вес тех предметов, которые предполагаются учебным планом, что послужило для разработки и применения здоровьесберегающих технологий обучения. Изменение содержания в организации учебно-воспитательного процесса при условии сохранения федерального государственного образовательного стандарта потребовало организации учебного процесса в режиме разгрузки и создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.
В учебный план специализированных групп были введены дисциплины адаптационного цикла: Коммуникативный практикум, Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний, Основы интеллектуального труда, Адаптационные информационные коммуникативные технологии.
Одним из аспектов реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ является профессиональная и трудовая реабилитация, под которой понимается процесс и система восстановления конкурентоспособности на рынке труда.
Ежегодно студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участвуют в Национальных и Региональных конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс», начиная с 2016 года.
Год чемпионата |
кол-во участников колледжа в Региональном чемпионате |
количество компетенций, в которых принимали участие студенты колледжа |
кол-во призеров и победителей в Региональном чемпионате |
кол-во участников колледжа в Национальном чемпионате |
2016 |
7 |
3 |
5 |
2 |
2017 |
14 |
5 |
8 |
2 |
2018 |
25 |
8 |
12 |
3 |
2019 |
29 |
10 |
12 |
3 |
Студенты с инвалидностью и ОВЗ имеют равные возможности образования и последующей трудовой деятельности. Колледж обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально – бытовую адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений в обучении и воспитании в колледже студентов с ОВЗ является оптимизация процесса адаптации их в учебном заведении и социализации в общество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в колледже обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Студентам с инвалидностью и ОВЗ создаются равные возможности наравне с другими студентами колледжа, города и области для участия в различных конкурсах соревнованиях и проектах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О назначении и выплате стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» от 23 декабря 2011 № 1114 и последующих редакциях Постановлений Правительства РФ от 18.04.2014 № 356, от 26.12.2016 № 1489 студенты РЦПО с инвалидностью и ОВЗ: Бельдекова Татьяна, Головатый Даниил, Забиров Эльнар, Кузьмина Марина получили стипендию Правительства РФ.
С 2018 года к тольяттинской благотворительной стипендиальной программе присоединился Ротари клуб «Тольятти Меркурий». Среди студентов стипендиатов есть и студенты РЦПО: Головатый даниил, Кузьмина Марина, Симонов Юрий, Храмов Тимур.
Студенты с инвалидностью и ОВЗ колледжа являются Лауреатами Именной премии мэра г.о. Тольятти в различных номинациях: «Физкультура и спорт» - Беляева Мария, «Народное и художественное творчество» - Ильдеткина Кристина, «Наука и образование» - Головатый Даниил.
На 3 Oбластном конкурсе научно-практических и исследовательских работ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов «Ломоносовские чтения: ДЕБЮТ в НАУКЕ» студенты РЦПО завоевали 6 дипломов победителей и лауреатов.
Во Всероссийском конкурсе творческих работ молодежи "Люди так не делятся-2019" приняли участие 8 студентов РЦПО. 4 человека получили Дипломы 2 и 3 степени. Такие конкурсы помогают раскрыть творческие способности ребят.
Участие в смотрах художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях дает возможность студентам с инвалидностью и ОВЗ социализироваться в обществе и демонстрировать свою активную жизненную позицию.
За активное участие в плодотворной творческой жизни колледжа, сохранение сложившихся культурных традиций, увлекательный полет мыслей и личный вклад в создание имиджа колледжа обучающимся колледжа вручили почетные грамоты специалисты отдела молодежи г.о.Тольятти, отделения Адаптивной физической культуры г.о.Тольятти.
Эффективное решение образовательно-воспитательных и оздоровительных задач и повышение уровня учебной и социальной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ потребовало консолидации деятельности педагогического коллектива Тольяттинского социально-экономического колледжа.
Работники РЦПО оказывают консультационные услуги другим учреждениям, занимающимся профессиональным обучением студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Обмен информацией, изучение опыта других учреждений помогает улучшить качество предоставления услуг студентам с инвалидностью и ОВЗ и созданию необходимых условий на местах при помощи межведомственного взаимодействия различных организаций.