КОНФЛИКТ: причины, профилактика, основные способы разрешения и поведения в условиях конфликта
КОНФЛИКТ - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов партнеров по общению.
Основные причины возникновения конфликтов:
- неумение слушать;
- непонимание между партнерами по общению;
- неумение договориться;
- несдержанность эмоций.
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
- Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
- Не отвечайте агрессией на агрессивное поведение партнера по общению.
- Проявляйте эмпатию (эмоциональную поддержку) к собеседнику.
- Проявляйте как можно больше доброжелательности к собеседнику.
Если всё же конфликт назрел существует следующий алгоритм действий:
1 шаг: Почему? (Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят?)
2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)
3 шаг: Как? (Каковы варианты решения конфликтной ситуации?)
4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех участников конфликта?)
Эффективные способы разрешения конфликта:
- Нельзя откладывать решение назревшего конфликта «на потом».
- Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
- Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения собеседника.
- Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
- Удерживайте за собой инициативу, контролируйте свои эмоции и своего собеседника, в первую очередь – спокойствие.
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения конфликтной ситуации.
Правила поведения в условиях конфликта
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2.Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: "Что будет, если выход не будет найден?" Это позволит перенести центр тяжести с негативных отношений с собеседником на проблему.
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте указание на отрицательные эмоции своего партнера.
5.Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше к вам.
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите: "Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства над своим собеседником.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую конфликтную ситуацию.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения с партнером по общению.
Надеюсь, что данные советы помогут вам добиваться благополучного исхода конфликтных ситуаций в вашей жизни, а также научиться вовремя, осознавать причину конфликта и способы устранения возникших разногласий с окружающими вас людьми.
Если вам не удается справиться с негативными переживаниями в связи с возникшей конфликтной ситуаций, не получается подобрать способы ее разрешения, обратитесь к психологу колледжа – Добровольской Светлане Александровне, написав письмо на адрес электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .