IV Российскоий Конгресс людей с инвалидностью

10 – 12 сентября 2020г на базе Кинель-Черкасского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж» прошел IV Российскоий Конгресс людей с инвалидностью.
Организаторы Конгресса:
-Администрация муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области;
-Кинель-Черкасский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж»;
-АНО «Белая трость Самарская область»
При поддержке:
- Председателя международного координационного комитета, инициатора международного движения Конгрессов для людей с ограниченными возможностями здоровья Томаса Краус (Германия, г.Берлин);
- АНО «Белая трость» (г.Екатеринбург);
- АНО «Белая трость Севастополь»;
- ООО «Институт дизайна управления и конкурентных стратегий» (г.Екатеринбург);
- межрегиональной молодежной общественной организации «Инклюзивный Ресурсный Центр»


Форма проведения Конгресса: гибридный формат с использованием облачной платформы Zoom.
Преподаватели и студенты ГБПОУ «ТСЭК» приняли активное участие в проведении IV Российского Конгресса людей с инвалидностью, который проходил в форматах: офлайн и онлайн.
Горолатова Т.С., руководитель РЦПО «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ОВЗ», Пивкина Ю.М., куратор гр.Нпа-21 и гр.Нпа-31 и студенты РЦПО: Сайфуллов Ринат, студент гр.Нпа-31, Ревенко Валерия, Сидоров Александр, Шалагин Евгений, студенты гр.Нпа-21, Крючкова Ирина, Кургинян Гаянэ, студенты гр.Пк-22 10.09.2020г. посетили Кинель-Черкасский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тольяттинский медицинский колледж».
Открыл IV Российский Конгресс людей с инвалидностью Колпащиков Олег Борисович, президент АНО «Белая трость» из г.Екатеринбурга. Преподаватели и студенты нашего колледжа приняли активное участие в Инклюзивном интерактиве в мастер-классах: Кулинарный мастер – класс; мастер- класс «Пластилинография»; мастерская «Живопись слепых», ведущими мастер-классов были люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Тесное взаимодействие преподавателей и студентов различных нозологий еще больше сплотило их между собой. Все получили определенный опыт взаимодействия друг с другом - главное доверие и взаимопонимание.
11.09.2020г. Горолатова Т.С. в рамках тематической площадки «Инклюзивные технологии в образовательной деятельности» в формате онлайн в своем выступлении «Организация профессионального образования студентов с ОВЗ в учреждениях среднего профессионального образования» представила информацию о профессиональном образовании инвалидов и лиц с ОВЗ в Самарской области и поделилась опытом работы с людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Тольяттинском социально-экономическом колледже.

Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ

в  ГБПОУ «ТСЭК» (из опыта  работы)

 

Т.С. Горолатова, к.п.н., руководитель РЦПО  «Профессиональная

и социальная реабилитация лиц с ОВЗ», ГБПОУ «ТСЭК»

 

Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень сложный и трудоемкий процесс. Для организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ были изучены и разработаны рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования направленные на создание условий, обеспечивающих получение инвалидами и лицами с ОВЗ  профессионального образования с учетом требований рынка труда и перспектив развития профессий, которые могут быть ими освоены с учетом состояния здоровья, а также условий для их социальной адаптации и интеграции в общественную инфраструктуру. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательного учреждения, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Ресурсный центр профессионального образования «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья» - структурное подразделение  колледжа начал функционировать в 2005 году.  В 2020 году РЦПО  «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ОВЗ»  исполнилось 15 лет.

Основными направлениями деятельности являются профессиональная и социальная реабилитация лиц с ОВЗ.

Профессиональное обучение в Ресурсном центре профессионального образования «Профессиональная и социальная  реабилитация лиц с ОВЗ» ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж» направлено на создание вокруг обучающегося реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Качество решения задач, поставленных перед колледжем и центром, во многом зависит от умения правильно организовать работу с инвалидами и обучающимися  с ОВЗ. Решая эту задачу, члены педагогического коллектива колледжа организуют психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов на всех этапах непрерывного образования.

Успешное включение людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в новые экономические отношения требует пересмотра не только подходов к их профессиональному обучению как составной части их профессиональной реабилитации в условиях рынка, но и новых подходов к формированию уровня общего образования инвалидов.

При наличии интеллектуальной нормы, возможно, говорить о равных возможностях обучения лиц с ОВЗ в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Современная практика показывает, что для лиц с ОВЗ, не имеющих нарушений интеллекта, можно создавать специальные образовательные условия и специальную среду жизнедеятельности, которые снимают барьеры и ограничения для этих людей в получении высшего и среднего профессионального образования.

Профессиональное обучение в колледже предполагает подготовку специалистов - лиц с ОВЗ по профессиям и специальностям СПО: наладчик аппаратного и программного обеспечения, пекарь, операционная деятельность в логистике, информационные системы и программирование, слесарь по ремонту строительных машин  и др.

Несомненным условием введения совместного обучения лиц с ОВЗ является организация физического пространства. В колледже оборудованы туалетные комнаты в двух корпусах для лиц с ОВЗ, установлены пандусы, приобретены подъемные устройства для инвалидов-колясочников, имеется звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, специальное оборудование для проведения on-lain занятий, сенсорная комната и комната эмоциональной разгрузки, оснащен медицинский кабинет.

Нами были изучены режим учебных занятий, место и удельный вес тех предметов, которые предполагаются учебным планом, что послужило для разработки и применения сберегающих здоровье методик обучения. Изменение содержания в организации учебно-воспитательного процесса при условии сохранения федерального государственного образовательного стандарта потребовало организации учебного процесса в режиме разгрузки, преодоления комплекса неполноценности и соответствующей тревожности, создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.

Студенты специализированных групп обучаются по адаптированным образовательным  программам. Инклюзивно студенты с инвалидностью обучаются по основной образовательной программе.

Подбор и разработка учебных материалов производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха, с нарушением ОДА и нервно-психическими нарушениями получали информацию визуально, с нарушением зрения - аудиально, при этом используется мультимедийное оборудование.

Для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже педагогические работники прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики  в Москве  и в Институте практической психологии в Санкт-Петербурге. Все сотрудники колледжа каждые полгода проходят инструктаж по оказанию необходимой помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере профессионального образования и использованию объектов наравне с другими  в рамках программы «Доступная среда».

В колледже в учебный план спец. групп введены дисциплины адаптационного цикла: коммуникативный практикум, социальная адаптация и основы социально-правовых знаний, основы интеллектуального труда, адаптационно-информационные коммуникативные технологии, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В специальных группах обучаются студенты с разными видами нарушений: нарушение слуха,  нервно-психические нарушение, РАС, двигательные нарушения, соматические нарушения. Занятия проводятся очно, дистанционно, с использованием дистанционных технологий. Некоторые студенты учатся в режиме он-лан и оффлайн.

Основной формой в дистанционном обучении является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции, как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя. В колледже  аудитории оснащены специальным оборудованием:  автоматизированное рабочее место для студентов с нарушением слуха, автоматизированное рабочее место для студентов с нарушением зрения, автоматизированное рабочее место для студентов с нарушением ОДА. Находящихся в удаленном доступе студенты, во время занятий присутствуют на уроке в режиме on-lain, общаются с преподавателем и студентами, полноценно получают знания на уроке. Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются уроки, которые используются для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ.

Использование технологических средств электронного обучения, позволяет осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от заболеваний.

Вся образовательная информация, представленная на сайте дистанционного обучения, соответствует стандарту обеспечения доступности. Информация доступна для широкого круга пользователей с ограниченными возможностями здоровья, такими как нарушение зрения, нарушение слуха, нарушение опорно-двигательной системы.

Накопленный опыт работы показал, что сейчас нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо решить вопрос профессиональной реабилитации инвалидов, обеспечивающей ин­валиду получение профессиональной подготов­ки и его дальнейшее трудоустройство.

Колледжем заключены договора об организации производственного обучения и производственной практики по заявленным профессиям с возможным дальнейшим трудоустройством.

Работниками РЦПО оказывают консультационные услуги другим учреждениям, занимающимся профессиональной подготовкой лиц с ОВЗ, проводят семинары и вебинары  для педагогических работников других ПОО.

На базе РЦПО Тольяттинского социально-экономического колледжа  в период с 2005 подготовлено и выпущено 168  человек с ОВЗ и инвалидностью.  В 2020/2021  учебном году приступили к занятиям 5 групп учащихся с ОВЗ в количестве 55 человек. В центре «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ОВЗ» обучающиеся из разных городов: Тольятти, Сызрани, Ульяновска, Чапаевска.

Обучающиеся  РЦПО активно участвуют в конкурсе профессионального мастерства Абилимпикс, спортивных соревнованиях города и области.

Обмен информацией, изучение опыта других учреждений помогает улучшить качество предоставления услуг инвалидам и созданию необходимых условий на местах при помощи межведомственного взаимодействия различных организаций.

Все участники получили сертикаты.